На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Пресс-центр  Пресса о предприятии  "Последний герой ушедшей страны" Городские новости 06.05.09
Пресс-центр
На главную страницу

"Последний герой ушедшей страны" Городские новости 06.05.09

14.05.2009
 Версия для печати
 
"Последний герой ушедшей страны"
Автор Владимир КОБЫЛИНСКИЙ
  
06.05.2009 г.
Василий Попов – последний Герой Советского Союза, который живет в Ярославле. Еще в 1940 году он окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов, служил в Белоруссии. Всю Великую Отечественную – с первого до последнего дня – пролетал летчиком-истребителем. Звезду Героя получил за то, что впервые в истории авиации посадил истребитель на дрейфующие льды Северного Ледовитого океана.
УКРОТИТЕЛЬ КОБР. ВОЗДУШНЫХ
В августе 1942 года командир звена 41-го истребительного авиационного полка, который бил врага в составе ПВО Москвы и на Волховском фронте, лейтенант Попов приехал в Иваново за новыми самолетами. Истребители разбивались, изнашивали свой ресурс, и в полку оставалось с десяток «здоровых» самолетов. Срочно требовалось обновление. И когда Попов уже был готов отогнать самолеты в родной полк, получил приказ – лететь в засекреченное место.
Времена тогда были суровые, и чем закончится такая неожиданная поездка, никто не знал. Летчиков могли отправить как на передовую, так и в лагеря. Когда самолет приземлился в Америке, то изумлению советских пилотов не было предела. Сталин с Рузвельтом договорились о том, что американцы помогут Советскому Союзу самолетами, и летом 1942 года русские летчики стали перегонять штатовские крылатые машины с Аляски на фронт.
Василий Попов еще до войны стал опытным пилотом, совершил 206 боевых вылетов на истребителях «И-16», «МиГ-3» и «Як-1», в 52 воздушных боях сбил лично 4 и в составе группы – 6 самолетов противника. Дважды был сбит сам, но парашют спасал.
Сначала летчикам дали по-пробовать полетать на американской технике.
– Мы сделали пару полетов на «Р-40» и «Аэрокобре» – они очень похожи на «МиГ-3», на которых я летал. Даже попроще были, – вспоминает Попов.
А через пару дней начали перегонять самолеты. Попов был первым, кто перегнал самолет из Аляски на Чукотку. Потом была создана целая авиаперегоночная дивизия из пяти полков. Попов попал во второй полк, который обслуживал участок от Уэлькаля до Сеймчана. До конца войны ярославец перегнал 256 американских самолетов.
Если кто-то думает, что это была легкая прогулка вдали от немецких самолетов, то ошибается. Арктика «сбивала» летчиков не хуже асов Люфтваффе. В сорокаградусные морозы замерзала гидросистема, становилась хрупкой резина шасси. А преодолевать Верхоянский хребет приходилось на высоте 5 – 6 тысяч метров в кислородных масках. За три года перегонов – 279 летных происшествий, в которых потеряли 81 самолет и 115 летчиков. А Василий Попов летал как заговоренный. Получил два ордена Красной Звезды за безаварийную работу.
ИСТРЕБИТЕЛЬ НА ЛЬДИНЕ
После войны наш земляк служил в строевых частях ВВС в Группе советских войск в Германии. Как только закончилась война, отношения СССР с союзниками резко охладели и Сталин решил поставить воздушный щит в районе Северного полюса.
Это был наш ответ на речь Черчилля в марте 1946 года в Фултоне, по сути, провозгласившей холодную войну. Тут же на Чукотку перебросили 14ю армию и ряд соединений ВВС.
Главнокомандующий Сталин предположил, что именно там будет удобнее перехватывать американские бомбардировщики, если они вдруг вздумают напасть на Советский Союз. Создали экспедицию «Север2», в которую вошли три летчика­истребителя. Опыта полетов в условиях Крайнего Севера у советских летчиков было не больше, чем снега в Сахаре. Разве что экспедиция по спасению полярников в 1936 году.
Мало кто из советских летчиков имел такой, как у Попова, огромный опыт полетов в условиях Крайнего Севера. Весной 1948 года Василий Андреевич вместе с двумя летчиками на истребителях «Ла­11» пролетели 8500 километров из Москвы на мыс Шмидта.
Задача родины была проста – научить сажать самолет на дрейфующие льды Северного полюса.
Первая трудность пришла оттуда, откуда не ждали – летчики не могли самостоятельно такую льдину найти. Обычный истребитель ориентировался по магнитному компасу, но вблизи от Северного полюса он переставал работать. Куда ни повернись – везде юг показывал. Какихто ориентиров особых нет. На тысячи километров одинаковый унылый пейзаж из бесконечных льдов. Поэтому впереди посылали самолет «Ту­6», у которого были астрокомпас и другие системы навигации. А за ним уже шла тройка истребителей. 7 мая 1948 года звено Попова пошло покорять Северный полюс.
Василий Попов стал заходить на дрейфующий «аэродром». Полоса была нормальная. Шириной метров триста. Длиной около километра. Никаких наплывов льда, трещин. Ровный как бильярдный стол ледяной аэродром молча покорялся садящимся на него истребителям. Но не так прост оказался белый лед. Шасси коснулось его, и самолет должен был затормозить, как обычно это бывает на земле. Но самолет и не думал останавливаться. К счастью, у Василия Андреевича опыт приземления в сверхморозных условиях уже был: поочередно нажимая и отпуская педаль тормоза, он сумел самолет остановить.
Через год Попову еще раз пришлось сажать свой самолет на льдине. За эти посадки он и получил 61 год назад звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6991). Правда, награда нашла героя только через два года. Он тогда был на высших офицерских летно­тактических курсах в Таганроге. Вызвали в военкомат, там и вручили Звезду Героя. Работник военкомата с уважением и любопытством смотрел на капитана: что же он сделал, если и в мирное время такое звание заслужил?!
А в 1960 году Попов ушел в отставку. К тому времени он уже был полковником, пилотом первого класса, замкомдивом. За 21 год в авиации освоил 24 типа самолетов. Следующую четверть века работал техником, старшим инженером, начальником сектора авиационных шин ОКБ Ярославского шинного завода. Его наградили двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 4 орденами Красной Звезды. Причем некоторые награды нашли своего героя несколько десятилетий спустя.
ЧАСЫ ОТ ПУТИНА
Василий Андреевич каждый год получает как ветеран ВОВ и как Герой подарки. Когда конфеты, когда деньги, но чаще всего часы. Представляете, сколько их за 64 года у ветерана скопилось? Больше всего запомнил часы, которые подарил ему Президент Владимир Путин. Не собственноручно, конечно, а через ярославские власти. Но пуще всех президентских подарков любит Герой простые электронные часы, которые ему на 40летие Победы подарили земляки из Курьинского района Алтайского края.
Попов родился 1(14) января 1918 года в селе Ивановка ныне Курьинского района. В селе Поспелиха окончил школу­семилетку, работал учетчиком в совхозе, счетоводом на строительстве железной дороги на станции Поспелиха. С 1936 года учился в Иркутской железнодорожной школе, окончил аэроклуб. Сегодня в Поспелихе стоит бюст Попова.
– Похож, – улыбается Василий Андреевич.
И для него очень приятно, когда ему звонили алтайские земляки. А простенькие часы «Электроника 5» с выгравированной дарственной надписью для Попова и сейчас главнее всех президентских подарков. Он их носит постоянно и гордится не меньше, чем орденами и медалями, тем более что награды у него… украли.
В 1985 году в квартиру Поповых ворвались двое бандитов, сразу к шкафу. Нашли военный китель полковника. Один держал Героя, а второй скручивал награды. Потом плюнул и забрал весь китель с орденами целиком. А буквально накануне Василий Андреевич, словно предчувствуя, снял Звезду Героя с мундира и положил ее в карман пальто жены. Так бандиты и не нашли самое дорогое. Очень жалко, что прошло двадцать лет, а власти до сих пор не догадались сделать дубликаты наград единственному Герою СССР в Ярославской области.
Маленькую звездочку Героя Советского Союза я держал в руках впервые. На экране телевизора она кажется ярко­золотой, идеально ровной формы, с длинными линиями. В реальности небольшая, темно­желтого цвета, словно сжатая. Но энергетика настоящего подвига от нее идет даже сейчас, спустя 61 год.
НО ВОТ СТИХИ ПИСАТЬ ОБЯЗАН
Последний герой Ярославля очень активен для своих лет. 14 января Василию Андреевичу исполнился 91. Он в­ курсе последних политических событий, читает газеты.
Еще ходит на собрания ветеранов, правда, с каждым годом реже.
Ветеран долгое время перезванивался со своими фронтовыми друзьями, но лет пять назад умер его товарищ из той тройки покорителей дрейфующей льдины, а пару лет назад скончался в Петербурге его сослуживец.
Когда Василий Андреевич фотографировался для газеты, то достал свои самые сокровенные вещи. Звезду Героя, морской кортик – перед выходом в запас его перевели служить в морскую авиацию, модель истребителя «МиГ15». На все наши попытки из десятка моделей самолетов, имеющихся у него дома, выбрать побольше, летчик возразил: «Это же бомбардировщик. Я истребитель и фотографироваться буду с истребителем».
Но вот среди моделей самолетов вижу общую тетрадь со стихами.
Поэзией Попов увлекся лет десять назад. Говорит, что это у него от отца. Тот тоже стихами говорил. Но у летчика как-­то раньше не было времени и желания писать. А на излете двадцатого века словно прорвало. Пишет про войну, любовь, природу, жизнь. Но нигде раньше не публиковался, и вот в сегодняшнем номере нашей газеты у поэта Василия Попова дебют. С праздником!
   
ПАМЯТЬ
Огонь прошедшей там войны
Отметки ставил огневые,
И не пришедшие бойцы
Нам вечно будут как родные.
Пройдут века, и, как всегда,
Народ придет вам поклониться,
Он не забудет никогда,
Ваш подвиг вечно будет длиться.
Воздвигнут в мире пирамиды
Громадней тех, что нас влекут,
Там лица будут не Фемиды,
Солдат из бронзы отольют.
И светом золота и бронзы
Светиться будут имена,
И облик их совсем не грозный,
В них удаль русская видна.
Лицо торжественно красиво,
В нем мудрость, гордость, теплота
И простоту свою излило,
Что не померкло за века.
Народ увидит из Вселенной
Гиганты вечных пирамид
И жизнь, прошедшую нетленной,
Примером мудрым удивит.
    Василий ПОПОВ
 
 

Press-kit
газета "ЯШЗ-Вездеход"


Press kit

Press-kit поможет вам правильно опубликовать наши фирменные знаки.

В разделе содержатся логотипы завода и торговой марки "Медведь" в различных вариантах и форматах.

Выбрать логотип для загрузки



О предприятии
Пресс-центр
Социум
Сведения об эмитенте
Рекламационный центр
Тендеры и аукционы
Неликвиды
Раскрытие
Прайс-лист



   Новые шины   

Информация о сайте | Разработка © Cetera Labs, 2009
Все права защищены © Ярославский Шинный Завод, 1998 – 2009